Мы всегда стремимся быть первыми и везде искать первопроходцев –
тех, кто начал делать или сделал что-то по-своему, вот не так, как все
остальные. Тех, кто создал то, что, с одной стороны, очень просто, а с
другой – гениально. Тех, кто всю жизнь смотрел куда-то вдаль, ища
верное решение, а в какой-то момент посмотрел под ноги и добился успеха.
Мы хорошо помним то, что произошло впервые: первый полет космонавта,
первый поцелуй, первая высадка на Луну, первые слова и шаги младенца.
Такие моменты как-то по-особенному и навсегда откладываются в нашей
памяти.
Но не всегда мы достаточно внимательны к пионерам, иногда попросту
не замечаем, что рядом с нами уже происходит то, о чем через лет пять
лет будут говорить по телевидению, писать в газетах, то, что даст старт
новому течению, абсолютно неизвестному ранее явлению - так как это
сделали, например, всемирно известная украинская компьютерная игра
«Казаки» и люди, причастные к ее созданию.
| Сергей Григорович - украинские геймеры называют его мегаотцом отечественной игровой индустрии! |
Еще совсем недавно в эту игру играли почти все от ребенка до
руководителя банка, от студента до депутата. «Казаки» были установлены
на каждом третьем украинском компьютере и до сих пор остаются
суперпопулярными не только в нашей стране или на пост советском
пространстве, но и Европе.
Своеобразным украинским Колумбом, открывшим для последних
Украину и доказавшим немного консервативным европейцам, что у нас
могут, умеют и будут делать конкурентную продукцию индустрии
электронных развлечений, по праву считается - Сергей Григорович из
киевской компании «GSC Game World». Вот с ним в неофициальной
обстановке и встретился ваш покорный слуга.
Итак, мы будем говорить не только о «Казаках», но и о
вещах довольно глобальных, но очень перспективных в плане развития
такой новой отрасли украинской экономики, да и общества в целом, как
игровая индустрия. Другими словами, производство и продажа компьютерных
игр – мировой рынок которых оценивается в десятки, а то и сотни
миллиардов долларов.
К примеру, только одна из американских кампаний Electronic Arts сама
по себе стоит приблизительно 5 миллиардов долларов. Казалось бы,
какие-то компьютерные игры, в которые играют наши дети и взрослые
просто ради развлечения, ну и что? А то, что за границей, например,
один диск стоит 40 – 50 долларов, одна популярная игра может продаться
тиражом от 1 до нескольких десятков миллионов экземпляров по всему миру
с населением в миллиарды человек.
В разработку одной игры на Западе могут вложить и 10 миллионов
долларов, и даже 100. И вот компьютерные игры уже стают объектом и даже
субъектом политики не только внутренней, но и международной. Парламенты
стран дискутируют, издавать ли законы о введении ограничений на насилие
в компьютерных играх или, наоборот, направленные на стимулирование
производства последних.
Больше того, на Западе приходят к мнению, что Украина занимает
первое место по производству пиратского программного обеспечения и тех
же игр, западные кампании несут огромные убытки, и вот уже ЕС и Америка
грозят санкциями, обговаривают проблему на высшем политическом уровне,
и все это лишь незначительная верхушка айсберга.
О том, в чем же именно состоят особенности национального
игростроения, и какая роль в этом игры «Казаки», рассказывает
украинский не побоюсь этого слова Билл Гейтс - Сергей Григорович.
– Давайте немножко вернемся в историю, этот вопрос,
наверное, уже сотни раз задавали, и все же: почему именно «Казаки»,
почему национальный исторический контекст?
– Когда только начали разрабатывать проект, нам вспоминался
украинский мультик про казаков. Мультик-то говорил о чем, о том, что
украинские казаки – это часть европейской цивилизации, часть ее
истории. Мне тогда было всего 17 лет и очень много детского энтузиазма.
Поэтому на первом месте стояло огромное желание сделать что-то
национальное, патриотическое, связанное с нашим народом, и мы решили
делать «Казаков».
Саму же игру написали четверо человек. Но были и другие, так как
параллельно с этим мы запустили несколько разных проектов надеясь, что
хотя бы один из них добьется успеха. Еще вспоминается очень интересный
факт из истории – тогда я понимал, что для успешной продажи игры в
Европе следует придумать другое название, так «Казаки» стали
«Европейскими войнами».
Но представьте мое удивление, когда мы туда приехали, предлагая
издателям второе название, немцы сказали «нет, «Казаки» – это то, что
надо, в Европе это такое же разрекламированное слово, как «водка» или
«Калашников»...
– Все знают про Руслану, которая выиграла «Евровидение», все
знают про братьев Кличко, но мало кто знает, что еще задолго до этого в
2000 году компьютерная игра «Казаки» прорубила в прямом смысле этого
слова украинское окно в Европу.
– У нас, может, и не знают, а там вот, например, когда-то в
европейском издании журнала «Плейбой» был рейтинг десяти пунктов,
которые прославили Украину в Европе. Так вот, там после Андрея Шевченко
на втором месте была наша игра «Казаки», мы даже братьев Кличко
обогнали.
– Кстати о Кличках, они в свое время завоевывали Америку,
насколько мне известно, то в США украинская игра так и не покорила,
оставшись суперпопулярной в Европе.
– В этом есть свои причины. У нас все-таки европейский менталитет и
культура соответственная. В Америке же совсем другие ценности, мы,
конечно, можем что-то изучить, как-то приблизиться к их сознанию, но
так до конца и не сможем его понять. Поэтому уровень продаж наших
«Казаков» в Европе в десятки раз выше, чем самой популярной
американской стратегии «WarСraft». Это лишний раз доказывает, что мы
европейская нация.
– Давайте поговорим о глобальных тенденциях, по вашему
мнению, какое на данный момент место сейчас занимает Украина в мировой
индустрии электронных развлечений?
– Пока что сложно оценить, какое именно, у нас в Украине все-таки
это еще не индустрия. Наши усилия похожи скорее на написание книг. То
есть кто-то неизвестный, но безумно талантливый написал потрясающую
книгу, и она в одно мгновение, но всего лишь одна стала всемирно
известной и все. К сожалению, мы еще не Голливуд с их конвейером.
– Но, может, в этом как раз и залог успеха «Казаков», они
ведь, по сути, не очередной отштампованный экземпляр, а скорее как бы
продукт ручной работы? Ведь у нас всем давно надоели похожие друг на
друга голливудские фильмы, напичканные спецэффектами с полным
отсутствием какого либо глубокого смысла. Та же ситуация и с откровенно
односторонними в своем большинстве американскими играми, в которых тем
же детям предлагается только убивать, убивать и убивать.
– Это еще одна из причин, по которой в США игра «Казки» не добилась
суперуспеха. Опять же у нас совсем другой менталитет. Они хотят играть
в то, что ближе к их восприятию. А мы? Мы почти все из бывшего
Советского Союза. Когда он развалился, у людей начали появляться первые
компьютеры, фактически это была на то время единственная отдушина,
способ уйти хоть на несколько часов от забот тяжелой в те времена жизни
сегодняшним днем.
Сейчас люди старше нас с вами, те, которым по 35 – 40 лет, с
удовольствием играют в «Казаки» и остальные наши продукты, потому что
это в первую очередь интеллектуальные игры, сродни шахматам, в которых
нет легких и простых путей. Американцам это не нравится, у них более
молодая аудитория и совсем другой характер, они больше стремиться к
упрощению и зрелищности: жизни, отношений и тем более компьютерных игр.
– И все же, способна ли Украина на равных конкурировать с Западом?
– У нас пока что слишком маленькие объем игровой продукции по
сравнению с другими странами, но есть одно «но». Мы сейчас начали
заниматься собственным издательством. То есть мы сами делаем игру и
сами ее распространяем без посредников. На данный момент такой практики
в мире еще нет. Успешная реализация этого проекта даст нам доступ к
прибылям не только европейских издателей, но и монстров мирового рынка
производства и распространения компьютерных игр.
Скажем так, сегодня известные издатели делятся прибылью с
производителем в соотношении примерно 80 на 20, а то и 90 на 10. Нас
это очень не устраивает, и мы с этим не согласны, тем более что деньги
у нас есть, поэтому мы хотим вырваться из этого плена и стать
самостоятельными.
Тогда мы сможем напрямую сотрудничать со всеми разработчиками из
бывшего СССР. Таким образом, уже в недалеком будущем Украина может
стать мировым лидером в индустрии электронных развлечений. Украина
вообще, с моей точки зрения, имеет все возможности стать №1 в мире
именно как производитель игрового и программного обеспечения, а не
продукции машиностроения, например, или труб.
У нас есть гениальные люди, мы очень интеллектуальная нация, и
только ставка на интеллектуальный вид деятельности и пресечение «оттока
мозгов» выведет нас на мировой уровень.
– То есть вы считаете, что если есть спрос на украинских
программистов, то может быть и спрос на те игры, которые они делают у
нас в Украине, не уезжая, например, в Америку, будучи отечественными
производителями?
– Нам нужно понять, что украинский программист – это не только
сырье, «мозги», которые, скажем, те же американцы могут по дешевке
купить. Там у них этого сырья не хватает, но у них есть возможности
делать готовую продукцию, вот и получается, что они массово закупают
программистов из бывшего СССР, в основном из Украины и России. А ведь
при небольших усилиях и внимании к развитию игровой индустрии в нашей
стране мы с таким же успехом могли бы делать готовую продукцию своими
силами, а страна только от этого бы выиграла в плане наполнения бюджета
и инвестиций.
– Давайте поговорим о политике. Вы ощущаете какое-то
внимание со стороны политических деятелей, чем бы они, например, смогли
помочь развитию игровой индустрии?
– В первую очередь это принятие законов о налоговых льготах, в
будущем, возможно, можно будет говорить о комплексной государственной
программе поддержки развития нашего сектора. Ну, скажем, снижение
налогового пресса хотя бы на несколько процентов позволило бы,
во-первых, снизить стоимость нашей продукции, сделать ее более
доступной потребителю, а, во-вторых, мы смогли бы более эффективно
вкладывать деньги в наше собственное развитие.
Например, во Франции в прошлом году, а там игровая индустрия
находится в кризисном состоянии, было выделено по 4 миллиона евро
десяти лучшим французским играм года. У нас, к сожалению, такого еще
нет, наши люди в первую очередь от политики и от большого бизнеса не
рассматривают эту отрасль как перспективную.
– А не было ли со стороны финансово мощных заграничных
конкурентов попыток перекупить ваших программистов, да и компанию в
целом?
– Такие попытки были, но мы их пресекаем, мы хорошо стоим на ногах,
поэтому и средняя заработная плата у нас сумасшедшая. И не случайно,
потому что специалисты высокого класса должны получать соответственную
зарплату, иначе, если они не находят таковой здесь, они уезжают за
границу. Нас не пугает желание некоторых конкурентов просто-напросто
перекрыть нам воздух, мы, как бы того им не хотелось, достаточно сильны
и будем с ними бороться.
Вот, например, по последним данным, американская компания Electronic
Arts хочет вложить 20 млн. долларов сюда, в Украину, для того чтобы не
дать другой кампании, THQ (которая будет эксклюзивным издателем
супер-хита «Сталкер»), развиться на рынке игр для персональных
компьютеров и таким образом потеснить американцев.
– Расскажите подробней об истории с Microsoft, некоторое
время спустя после выхода «Казаков» в отечественной и заграничной
прессе много говорилось о том, как четыре парня из Украины, скажем так,
подставили Биллу Гейтсу подножку.
– В свое время всемирной известностью пользовалась первая часть игры
от Microsoft, называлась она «Age of Empires», действие которой
проходило в аттической эпохе. Так вот, когда американцы начали
разрабатывать вторую часть, в которой действие сюжета происходило уже в
эпоху средневековья, мы сразу поняли, что нашу игру следует делать о
временах, в которых, собственно, и жили казаки, – это 16 – 18-ый век.
Так как наша игра потом стала очень популярной, то мы фактически
лишили Microsoft возможности сделать третью часть, поскольку ее бы
просто никто не покупал. Мы первыми заняли эту нишу на рынке, и тогда
им пришлось обратиться к греческой мифологии, в общем, работать над
совсем другим проектом.
– Игра “Казаки”, кроме того, что стала очень популярной,
являла собой нечто большее в плане оригинальных нововведений, которые
впоследствии превратились в мировые каноны по разработке игр.
– Да, вы абсолютно правы, скажем так, успех нашей игры обеспечили
три составляющие. Во-первых, игра реалистична и исторически
правдоподобна, во-вторых, она была чем-то принципиально новым в плане
игрового процесса. Например, раньше в подобных американских играх
количество войск ограничивалось максимум сотней человек. То есть,
представьте себе, вы играете в историческую стратегию эпохи
средневековья, и на виртуальном поле битвы, там, где с исторической
точки зрения должны быть тысячи рыцарей, у вас их всего максимум 100.
Наши же программисты дали игрокам возможность управлять тысячами
солдат – а это уже совсем новый подход, такого раньше нигде не было. Ну
и, в-третьих, это, безусловно, национальный колорит, кстати, «Казаки»
стали первой на Украине игрой такого уровня,выпущенной на украинском
языке. Хотя украиноязычных копий впоследствии было продано меньше, чем
русскоязычных. И все же для нас решение о выпуске украинской игры
именно на украинском языке было принципиальным – из патриотических
чувств и соображений.
– Новая украинская игра «Сталкер» фактически является
очередным мировым хитом еще задолго до ее появления. И снова украинская
тематика: Чернобыль, Братья Стругацкие, одноименный фильм…
– Сначала мы просто хотели сделать фантастическую игру о войнах
будущего. Но потом родилась идея сделать ее по мотивам Стругацких, и
именно «Сталкер». Если во всей Европе знают слово «казаки», то уж о
Чернобыле слышали практически все.
Мы два раза ездили на атомную станцию и хотим как можно реалистичней
передать наши ощущения игрокам. Так, чтобы человек за компьютером смог
поверить, что он действительно там находится, в этой атмосфере. Я
уверен, что «Сталкер» переплюнет по популярности даже «Казаков». И если
раньше на Западе многие скептики считали, что европейский успех первой
полностью украинской игры – это какое-то везение, может, даже
случайность, то «Сталкер» убедит даже Америку в том, что Украина сможет
занять одно из первых мест в мире по производству игрового
компьютерного обеспечения.
Но хочу честно признаться, к сожалению, на этом вся украинская
тематика в наших играх заканчивается. По крайней мере, я больше не вижу
украинских тематик, интересных Западу.
– На международных выставках, в которых вы принимаете
участие и представляете нашу страну, ощущается какое-то особое внимание
к отечественным играм?
– Когда мы участвовали в самой известной международной выставке
последних достижений в области компьютерных технологий Е3 – возле наших
стендов были сумасшедшие толпы посетителей, их просто невозможно было
оторвать от экранов мониторов. Так вот, там, на выставке, несмотря на
то, что мы находились на не модном нижнем этаже, посетители говорили,
что им здесь намного интересней, чем на верхних этажах среди
мультимиллиардных гигантов игровой индустрии.
– Если сравнить уровень развития производства игр в России и в Украине, где этот уровень выше – у нас или у них?
– У нас игровая индустрия мощнее где-то на 30%, чем в России.
Несмотря на то, что у нас в три раза меньше населения. У них почему-то
почти все игры себя не окупают, еле достигая черты в 300 тысяч
проданных копий. А, например, лицензионных версий только наших
«Казаков» было продано по всему миру около 2 млн. 300 тыс. копий – это
не считая пиратских. Хотя начинали россияне еще задолго до того, как в
Украине появились первые аналогичные компании. Сейчас в России больше
делают игр под заказ западных издателей, там, как и у нас, делать игры
выходит намного дешевле, чем за границей.
Павел Булгак. Газета "День"
№169,
среда,
22 сентября 2004 г.
Content-Disposition: form-data; name="sort"
50
|